Немного теории. Монтаж происходит по определенным правилам, хороший монтаж зависит, по разным меркам, на 60-70% от работы оператора. Если плохо снято, каким бы вы небыли класным монтажером, ничего не выйдет. Потому все фильмы, рекламные ролики, и подобные проекты, сначала монтируются, а потом снимаются. ( но это уже отдельная тема) Определенные правила. Все кадры классифицируются: Крупность планов по Л.В.Кулешову 1. 2. 3. 4. 5. 6.
Первое название от Кулешова, второе от ТВ 1. дальний план (панорама, иметься в виду статика, не путать с проездом или проводкой) 2. деталь 3. крупный план 4. общий 5. 1-й средний план (средний крупный) 6. 2-й средний план (средний общий)
Дальше покажу, как это реализовывается в новостях, примером будет одна пресс-конференция. Например, по тексту говориться о происходящем на конференции, по видео картинка происходящего, смонтированная по правилам монтажа. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
В выше указанном порядке расположены кадры в видеоряде.
Съемки всегда происходят в каком-нибудь пространстве, мы должны показать это таким образом, чтобы зритель в нем не потерялся. И так, почему я расположил кадры именно в таком порядке?
В данном случае 1 план (дальше 1, 2, 3, 4 …) заявочный, по Кулешову это дальний план, в новостях это просто общий. Мы заявили, что происходит, дальше (2) укрупнение общий средний, (3) крупный план, (4) показываем зал, обратите внимание в кадрах (3)и(4) участники смотрят друг на друга, это очень важно, если они будут смотреть в одну сторону, это будет не комфортная склейка (об этом поговорим позже), зритель потеряется в пространстве. (3)и(4) еще разные по крупности(!). (5) укрупнение в зале, (6) переход на говорящих, обратите внимание на крупности и разворот(!), (7) укрупнение, (8) выход в зал. Комфортная склейка. Здесь я не буду придумывать велосипед, просто дам фрагмент из книжки Соколова.
Первым, среди десяти принципов монтажа кадров можно считать «монтаж по крупности». Этот принцип определяет допустимые и недопустимые изменения масштаба съемки одного и того же объекта в соседних кадрах, следующих друг за другом в окончательном монтаже внутри одной непрерывно развивающейся сцены произведения.
Для объяснения мы воспользуемся принятыми и десятилетиями отработанными приемами графического изображения человека и различных объектов в рамках кадров. Кроме того, рисунки в рамках и умение по ним представить себе будущее произведение или некоторые его сцены служат тренировкой внутреннего видения, столь необходимого режиссерам, операторам и художникам, для формирования профессиональных навыков, попробуйте представить себе, как воспримется стык 2-го среднего плана человека с 1-м средним! Хорошо или плохо? Но не забудьте задачу? Сделать переход с кадра на кадр комфортным и незаметным для зрителя (рис 1). Плохо!
Как воспримется стык 2-го среднего плана с общим(рис 2)
Тоже плохо!... И в первом, и во втором случае зритель почувствует «рывок», ощутит неприятное моргание на экране. В чем же дело? Почему получится такой результат в процессе восприятия? Попробуем еще один вариант: смонтируем крупный план с дальним (рис 3).
И снова плохо!..
А как же сделать чтобы получилось «Хорошо»? Каковы оптимальные критерии перехода с плана на план? Столетним опыт кинематографа и полустолетняя практика телевидения дают вполне ясный ответ на этот вопрос. Но это не кино и экран в ящике приучили зрителя к такому подходу при соединении кадров, а зритель и его психофизиология потребовали научиться этому режиссеров большого и малого экранов. Одна из особенностей человеческого восприятия заключается в том, что мы легко, без напряжения воспринимаем переход с кадра на кадр, когда они в достаточной мере отличаются друг от друга по композиции, а следовательно, и по крупности.
Вековая практика показала, что легко и без спотыкания смотрится переход по крупности через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно. Как бы исключением из этого правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего плана. (данные крупности описаны выше).
Я мог бы перенести всю книгу сюда, но она на 200 страниц, и много весит 46 метров, если кому интересно могу поискать в *.doc. так как самому распознавать лень.
Автор: AndreuhentuS Источник: А.Г. Соколов «Монтаж. Телевидение. Кино. Видео» Учебник, часть первая. Москва 2000г
|